|
Здравствуйте. уважаемые сотрудники передачи. 15 февраля 2015 года российскому барду Александру Лобановскому, автору не тускнеющих от времени песен "Очарована, околдована" (на стихи Заболоцкого), "Сгорая, плачут свечи", исполняется 80 лет. Ссылка на Википедию: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%E1%E0%ED%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7 Я с ним общаюсь последние три года - участвуем в жюри бардовского фестиваля. Я как журналист написал о нем несколько материалов (в прикреплении), много фотографировал. Обратите, пожалуйста, внимание на этого человека - он интересный собеседник, автор легендарных песен, которые в свое время их пытался умыкнуть Михаил Звездинский (известная судебная история в начале 90-х прошлого века), об этом есть упоминания в моих материалах. Мне кажется, Александр Николаевич смог бы стать героем вашей передачи. И пригласить можно много звездных гостей - "Очарована, околдована" поют и Малинин, и Маршал, и еще около 60 исполнителей. "Сгорая, плачут свечи" - поют Сергей Никитин, Галина Хомчик, Шуфутинский. Александр Лобановский живет в Санкт-Петербурге, но достаточно мобилен, гастролирует по России, два года назад ездил с концертами в Америку. На бардовский фестиваль, где мы видимся и общаемся каждое лето, он приезжает в Сыктывкар. Свой домашний телефон он берет обычно часов в 10 утра: 8123565021. Если нужна какая-то дополнительная информация, мой телефон 89503156448 или пишите на электронку. С уважением - Владимир Гаранин
Рекордсмен песенного искусства
Александр Лобановский – бард, член Союза писателей России. Родился в Ленинграде. Окончил ленинградское Нахимовское военно-морское училище, учился в Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова (закончил четыре курса дневного отделения юрфака и четыре курса заочного отделения филфака).
Солнечный бард Вот, кажется, слово бард используется испокон веку – еще в древней Греции пращуры Орфея придумывали текст и музыку и сами же озвучивали песни. В обиходной речи обозначение поющих поэтов как бард, менестрель, акын используются давно, но вот в официальной такого рода артистов не существовало в принципе. Первым эту «несправедливость» устранил Александр Лобановский. Рассказывает: «На профессиональной сцене – с 1962 года. Но все время на моих афишах от общества «Знание» и различных филармоний писали просто «автор-исполнитель». Все мои попытки включить в концертные объявления короткое и объемное «бард» безжалостно пресекалось редакторами. И лишь в 1987 году на волне перемен и творческих свобод это слово как-то проскользнуло мимо недремлющего ока блюстителя словесного порядка. И с тех пор на всех моих афишах я называю себя так, как хотел всегда. Глядя на меня, и другие исполнители собственных песен переквалифицировались в бардов. На самом деле это наиболее точное обозначение того, что делаю я и сотни других моих коллег: бард – это автор стихов и музыки, исполняемых под гитару или иной инструмент, при этом – очень важный момент – активно пропагандирующий свое творчество. Я определяю несколько разновидностей авторов-исполнителей: рок-барды – это, скажем, Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, поп-барды – яркий представитель Олег Газманов, барды-куплетисты – это бесподобный Вилли Токарев. Фолк-барды, барды, поющие тюремную лирику – шансон». Александр Лобановский – скорее всего, можно назвать универсальным бардом, пишет, как и его великие сверстники Александр Городницкий, Юрий Кукин, Владимир Высоцкий, практически во всех песенных жанрах одинаково хорошо. Наш герой все свои песни поет проникновенно и светло. Недаром музыканты и певцы называют его «солнечным бардом». И это словосочетание он использует и в буклетах, и в визитках, и в афишах. А вот бдительный служащий отдела кадров филармонии в его трудовой книжке все-таки написал «автор-исполнитель песен».
Песенный рекордсмен Александр Николаевич в свои 77 лет – автор более двух с половиной тысяч музыкально-поэтических произведений! «Каждый год пишу примерно по 70-100 песен, – «хвастается» бард. – Многие деятели культуры после сорока лет начинают испытывать некий творческий кризис. Даже известнейшие наши мелодисты – Юрий Антонов, Давид Тухманов, Александр Зацепин и другие перестают активно писать и живут в свете славы прежних своих творческих достижений. Я же раз в неделю точно выдаю новое произведение – для меня это просто необходимо». Александр Лобановский вошел в Книгу рекордов России как самый плодовитый песенник. Смеется: «Я бы и в Книгу рекордов Гиннесса мог бы попасть как человек, написавший столь много песен – причем, и тексты, и музыку. Интересовался, как это можно сделать: волокиты – не оберешься и времени нужно потратить уйму! Обязательное условие – отпечатать все тексты песен на русском и на английском – перевод-подстрочник, переложить на ноты все мелодии, все это должно быть зарегистрировано в агентстве по авторским правам (здесь как раз меньше всего проблем, я с авторским обществом общаюсь много лет). И только тогда можно подавать заявку. У меня на это нет ни сил, ни времени». Может, кто-то когда-то и возьмется за эту кропотливую работу, но Александру Николаевичу сейчас интереснее другое: вот он вчера вернулся с гастролей – месяц колесил по Америке, сегодня едет на бардовский фестиваль в Сыктывкар, потом в Бийск, а через месяц на конкурс авторской песни «На соловецких островах» – «жюрить» молодежь и выступать самому. До фиксации ли рекордов, когда душа поет, и люди жаждут видеть своего кумира?
«Миша, не звезди» Иные из этой россыпи песенных самоцветов норовят умыкнуть с полдюжины бриллиантов. Так и случила лет двадцать пять назад, когда наиболее популярные композиции Лобановского вдруг всплыли на дисках под именем другого не менее известного исполнителя – Михаила Звездинского. Друзья стали над Александром Николаевичем подтрунивать: «Что же ты, Саша, нас все время обманывал? Вся страна поет «Очарована, околдована», «Сгорая, плачут свечи», заучивая их с пластинок Звездинского. А ты нам говорил, что, вроде, эти песни – твои. Что скажешь?» Александр, стиснув зубы, молчал несколько лет, хотя на душе кошки скребли. Как-то даже на концерт Звездинского сходил, чтобы узнать, как он комментирует украденные песни. «Эти песни я пишу для вас, мои дорогие слушатели», – вещал на голубом глазу Михаил. Александр Николаевич посчитал ниже своего достоинства подходить к нему и выяснять закулисно, кому же принадлежат эти песни. За него это сделало Российское агентство по авторским правам (РААП), вычислив музыкального воришку и в судебном порядке потребовав от Звездинского доказать свое авторство семи исполняемых и тиражируемых им песен «Сгорая, плачут свечи», «Очарована, околдована» на стихи Николая Заболоцкого, «Проститутка Буреломова», «Шел я в ночь», «Увяли розы», «Сенокос» и «Нерусь», сочиненных Александром Лобановским. Юристам РААП было легко уличить Михаила не в плагиате даже – прямом воровстве музыкального материала. Дело в том, что в 1969 году эти песни, написанные для литературно-музыкальной композиции Альфреда Тальковского «Мое поколение», были зарегистрированы авторским обществом. Вот они – документы, а что им мог противопоставить Звездинский? Лишь жалкий лепет: «Я эти песни услышал в альбомах Аркадия Северного, думал, что они народные». И вот под этими «народными» композициями Михаил решил поставить свой звучный псевдоним. К слову, Лобановский не единственный пострадавший в этой истории, шансонье Звездинский присвоил себе произведения и других авторов, у того же Андрея Никольского переименовал песню «Сотник». В 1991 году этот судебный процесс, на котором защищались авторские права, наделал по стране много шума. Одна известная российская газета написала даже статью с «говорящим» заголовком «Миша, не звезди!» Однако вся эта история никаких особых дивидендов Александру Николаевичу не принесла: песням вернули доброе имя истинного автора, что приятно. А вот материальной компенсации Лобановский решил не добиваться: ему прозрачно намекнули, что отрезать кусочек от многомиллионного состояния Звездинского, которое ему принесли диски и концертные программы, основанные на ворованных песнях, смертельно опасно.
Дружба – дружбой, а денежки… Вообще исполнителей на авторские отчисления раскачать чрезвычайно трудно. Песни Александра Николаевича поют Сергей и Татьяна Никитины, Михаил Шуфутинский, Александр Малинин, Николай Носков, Александр Маршал, даже новоявленный миллиардер Стас Михайлов, а вот на счет автора падают сущие копейки. «Приезжал как-то в Питер Михаил Шуфутинский, мы с ним в хороших приятельских отношениях, – рассказывает наш герой. – Встретились, обнялись, поговорили. Я побывал на его концерте, где он проникновенно исполнил «Сгорая, плачут свечи». После этого на мой счет капнули семь тысяч рублей авторских. Все предыдущие годы от Шуфутинского никаких материальных приветов я не получал. Можно подумать, что за пределами Петербурга Михаил не поет эту песню? Многих исполнителей я прощаю за то, что они исполняют мои песни, но не платят автору. Когда-то услышал свои хиты в интерпретации Аркадия Северного, был взбудоражен, но его слова, сказанные в начале магнитоальбома «Многие великие барды России были Александрами – Александр Вертинский, Александр Галич, Александр Лобановский» растрогали меня, и я к нему был без претензий. Тем более что Аркадий очень здорово пропагандировал мое творчество». Тем не менее бескорыстный автор известных песен в разговоре обмолвился: «Бывают иные дни, что я с трудом наскребаю денег на лекарства. Десять лет уже глушу в себе редкую болезнь, и только на пилюли требуется 15 тысяч в месяц. Но ничего – отрабатываю концерт, и набираю нужную сумму».
Гонорары предлагать «стесняются» Иногда гонорары случаются оттуда, откуда и не ждешь. Позвонил как-то Александру Николаевичу питерский актер Александр Блок: «Снимаем сериал «Катерина», хотели бы использовать вашу песню «Бабье лето» (Осень катится). Разрешаете? Приходите подписывать договор и сразу же получите деньги». Бард вспоминает: «Собрался через пару дней, думаю, тысячи две дадут – пирожков куплю, живу один, готовить некому. Прихожу на студию, в бухгалтерии мне подают лист с договором. А к ней снизу скрепкой прикреплены купюры какие-то яркие. Развернул – батюшки! Пятитысячные банкноты, целых шесть штук! За одну песню!» Но чаще музыканты звонят с прозаической просьбой. Как-то руководитель группы «Санкт-Петербург» обратился: «Алло, здравствуйте, мы готовим альбом, вот решили уточнить – на самом ли деле вы автор музыки песни «Очарована, околдована», которую исполняет наш коллектив?» О гонораре же он стыдливо умолчал.
Автонападение Александр Николаевич с автомобилями познакомился рано. «Машины меня начали преследовать с юности, – расплывается в улыбке. – Я сменил десятки профессий. Как-то работал грузчиком в Нагаевском порту. Разгружали автомобили, которые привезли на корабле на деревянных – в несколько этажей настилах. И в какой-то момент одна машина сорвалась с самого верхнего помоста и полетела вниз, где ее собратья уже были сгружены. Слышу сверху грохот – бам, пробит первый настил, хрясь – и второй насквозь, аж щепки во все стороны, летит чуть ли не на голову, я отбежал в сторону. Третий деревянный помост тяжесть выдержал, но авто, плюхнувшись на доски, по инерции покатилась в мою сторону, а я как в загоне изолирован со всех сторон бортами. Мне пришлось нырнуть под легковушку, под которой, к счастью, оказалась в полу прореха, в которую я прошмыгнул с быстротой молнии. Остался цел. Но, повторяю, машины до сих пор преследуют меня! И всю жизнь помогают: на концерты добираюсь только на колесах» Подготовил Владимир ГАРАНИН
(орфография письма сохранена)
|
|
|