|
Пишу от имени группы инициативных жильцов МО Ржевка, Санкт-Петербург. Предлагаю вашей редакции ознакомиться с импровизированным пресс-релизом о последних событиях в Петербурге. Удивительная история о застройщиках. оскорблении чувств верующих, РПЦ и губернаторе Петербурга. Ранее уже освещалась Фонтанкой, газетой Metro, телеканалом СОЮЗ и 100ТВ и другими СМИ, но в 2017 году история получила неожиданное продолжение
В контексте истории с Исаакием особенно интересно. надеемся на вашу помощь в освещении событий. Мы разослали данное послание во все федеральные и петербургские СМИ.
До этого уже писали письма Патриарху и митрополиту (приняты к рассмотрению и патриархией и санкт-петербургской епархией, но пока оставлены без ответа).
"Пресс-релиз" во вложении. В случае возникновения интереса будем рады ответить на все вопросы и встретится.
*С уважением, иницитивная группа жителей МО "Ржевка", город Санкт-Петерьбург* Приветствую. Обращаюсь к вам с просьбой осветить событие столь же интересное, сколь и возмутительное. Как мы знаем, в последние годы в Санкт-Петербурге происходит активный процесс строительства церквей. Иногда этот процесс идет вразрез с интересами групп граждан, как было в парке Малиновка. Однако ситуация, происходящая в сквере на углу улицы Коммуны и Ириновского проспекта, совершенно выбивается из тренда последних лет. Здесь граждане ратуют за строительство часовни на месте разрушенного храма, но не получают никакой помощи в этом деле. Об этом ситуации уже писал ряд СМИ, и, возможно, с появлением новых подробностей об этой истории стоит вспомнить еще раз. 1897-2013. Предыстория Начать следует издалека. В 1897 году, Санкт-Петербурге, на самой окраине города, был построен храм свт. Моисея Новгородского (http://www.citywalls.ru/house20666.html), проект которого был создан знаменитым архитектором Никоновым (здания его авторства до сих пор украшают исторический центр Петербурга). В 1933 году, когда начинал раскручиваться маховик сталинских репрессий, храм был закрыт. А в 1942 году, во время очередной бомбардировки, храм был разрушен (воспоминания очевидцев об этом сохранились и могут быть предоставлены мной в случае дополнительного интереса). Шло время. Прошла война, потом умер Сталин. Потом умер и сам Советский Союз. Церковь смогла вновь вздохнуть свободной грудью. Однако на смену коммунизму пришел капитализм, который иногда мешает восстановлению храмов ничуть не менее эффективно. В условиях рыночной экономики земля под застройку ценится не просто высоко, а очень высоко, особенно если речь идет о России, особенно – если речь идет о столичном Петербурге. В 2011 году земля на перекресте ул. Коммуны и Ириновского пр. была арендована у города некоей строительной фирмой, под названием ЗАО «ХоСК-2». Фирма малоизвестная – к слову сказать, она не имеет даже сайта. Зато имеет наполеоновские планы по строительству многоэтажного жилья, под названием «Дом на Ржевке» --http://www.restate.ru/complex/dom-na-rzhevke-2632.html. В 2013 году ЗАО «ХоСК-2» начало активные приготовления к строительству, был снесен небольшой торговый павильон на месте планируемой застройки. Примерно тогда же о планах застройщика узнали и местные жители, которых, как водится, никто ни о чем не предупредил. С этого момента события стали развиваться стремительно. 2013-2015 Борьба против уплотнительной застройки и за восстановление храма Перспектива строительства на крошечном клочке земли (на месте которого располагается небольшой сквер) огромного многоэтажного блочного дома не радовала никого. Вокруг предполагаемого места застройки располагаются жилые дома малой этажности и зеленые насаждения, инфраструктура микрорайона просто не выдержит нагрузки огромного многоэтажного дома. Тем более что строить его собираются на месте Аллеи Славы, посаженной нынешним главой МО «Ржевка» В.Г. Черевко в память о победе советских войск в Великой Отечественной войне. Таким образом, застройщику удалось убить сразу двух зайцев - закрыть путь к восстановлению храма для православных верующих, и поставить под угрозу уничтожения пусть небольшой, но важный для многих людей памятник о войне. Иными словами, удалось бросить камень в огород как советского, так и церковного наследия. На первый взгляд, вещь невозможная. Но, как мы увидим дальше, для ЗАО «ХоСК-2», судя по всему, ничего невозможного нет. Однако вернемся в 2013 год. В связи с грядущим строительством, жителями квартала была инициирована историко-культурная экспертиза предполагаемого места застройки, в ходе которой выяснились подробности, касающиеся разрушенного храма. Узнав о том, что стройка планируется не просто на месте, для строительства непригодном, но вдобавок к этому на исторически значимой территории, инициативная группа граждан решила установить в сквере поклонный крест. Это стало возможно благодаря поданному прошению (от 12 апреля 2013 г.) на имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (см. Приложение №1). Помимо церковных властей, к делу, конечно же, были привлечены светские. Крест был согласован Комитетом по градостроительству, куда до этого было направлено соответствующее заявление (см. Приложение №2). Постепенно, благодаря активной работе координатора инициативной группы, адвоката Игоря Кириллова, дело стало принимать все более и более активный оборот. Ситуацией заинтересовались как СМИ, так и церковь. В 2013-2014 гг. у поклонного креста стали проводится молебны и митинги, фотографии с которых красноречиво говорили о небольшой, но постоянной общине верующих граждан (см. Приложения №№ 3, 4). Федеральные и региональные СМИ стали активно освещать деятельность жителей: • 15 июля 2013 года о событиях на Ржевке (именно так называется муниципальный округ где разворачиваются события) написала газета Metro: http://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/zhiteli-rzhevki-prosyat-postroit-hram-vmesto-zhiloy-vysotki-1149876/ • 15 ноября 2013 года телеканал СОЮЗ осветил события одного из молебнов в своем видеосюжете от https://www.youtube.com/watch?v=koJcDHPrMdk • О ситуации также выходили эфиры на НТВ и ныне закрытом петербургском канале 100ТВ. Ссылки на эти передачи не сохранились. Шло время. Строительство не начиналось, т.к. разрешение на строительство дома так и не было выдано. Местные муниципальные власти уверили граждан в том, что дома, угрожающего благополучию микрорайона уплотнительной застройкой, не будет. Многие жильцы (среди которых много инвалидов, в том числе и ветеранов ВОВ, лишенных возможности далеко выходить из дома) ждали когда в микрорайоне появится своя церковь или часовня. Правда со строительством храма тоже ничего не получилось --ситуация повисла в воздухе, официальные церковные власти интереса к восстановлению разрушенного храма не испытывали (при этом новые церкви в разных точках Санкт-Петербурга продолжался возводиться весьма активно). Постепенно прекратились и молебны – возможно (однако документальных подтверждений данной теории нет), причиной тому стала смена благочинного Красногвардейского округа, не желающего обострять отношения со светской властью и застройщиками (им стал настоятель Смольного собора отец Петр Мухин, лоббировавший постройку второго храма в парке Малиновка). Тем не менее, жители были рады, тем более что интернет-издание Фонтанка сообщило в марте 2015 года о том, что у ЗАО «ХоСК-2» была изъята земля под застройку --http://www.fontanka.ru/2015/03/10/159/. После этого Игорем Кирилловым, от лица 76 жителей МО «Ржевка», были написаны письма в адрес губернатора и митрополита (см. Приложение №5). В них жители просили передать изъятый у «ХоСК-2» участок под постройку часовни (которая могла бы надежно защитить сквер от застройки многоэтажным домом). С утверждением о том, что маленькая часовня выглядит уместнее, чем большой блочный дом, согласились и те жители, которые не причисляют себя к православным христианам. Чуть позже в адрес губернатора поступило письмо и от главы МО «Ржевка». Ожидалось, что губернатор согласует передачу земли, а митрополит поможет со строительством. Эти ожидания, к сожалению, оказались беспочвенными – послания в адрес светской и церковной властей остались без внимания. Так прошел еще год. Люди оборудовали ограду вокруг креста, стали думать о самостоятельном сборе средств на строительство часовни, продолжали ждать решения властей. Однако в конце 2016 года ситуация приняла неожиданный поворот. Власть приняла решение, но совсем не то, которое ожидали жители. 2016-2017. Возвращение «ХоСК-2»: оскорбление чувств верующих как лучший способ решить проблемы с жильцами Под самый конец 2016 года в сети появились новости о том, что строительная компания, которая планировала уплотнительную застройку на месте храма, снова получила разрешение на строительство (http://www.gazeta.bn.ru/news/2016/12/30/236107.html). Эта новость встревожила жителей близлежащих домов не на шутку – ведь из-за амбиций дельцов-застройщиков окончательно пропала надежда многих людей на восстановление исторической справедливости и строительство часовни на месте разрушенного храма. Атеисты тоже были недовольны – 21-этажный дом вместо поклонного креста это обмен неравноценный. Словом, смотреть из окна своей квартиры на гигантскую стройку не хотел никто. Однако противодействие строительству со стороны жильцов успехов не принесло. В ответ на жалобу, отправленную губернатору Полтавченко, инициативная группа получила ответ о том, что разрешение на строительство ЗАО «ХоСК-2» вновь получило (судя по всему, каким-то сказочным образом), и все происходит в рамках закона. И все бы у ЗАО «ХоСК-2» сложилось бы хорошо, тихо и спокойно, если бы не одно «но». Утром 25 февраля 2017 года, жильцы окрестных домов увидели, что неизвестные люди начинают демонтаж поклонного креста и ограды вокруг него (см. Приложение №№ 6,7). Без предупреждения местных жителей, и без санкции со стороны светских и церковных властей некие дворники просто приехали, выкорчевали из земли крест, бросили его в грязный кузов «Газели» и увезли в неизвестном направлении -- скорее всего, на свалку строительного мусора. Действие подкупает своей цельностью – совершенно не сомневаясь в правильности своих действий, участники сноса креста просто-напросто взяли и выбросили мешающий им крест на помойку. То ими двигало? Судя по всему, указания ЗАО «ХоСК-2». Деятели строительного бизнеса предпочли особо не заморачиваться. Ну а что? Мешает ведь! Тот факт, что в результате их действий были по-настоящему оскорблены чувства верующих, застройщика, судя по всему, не волнует совершенно. Кстати о верующих – помимо православных жильцов близлежащих домов были обескуражены и атеисты – ведь закон един для всех, вне зависимости от вероисповедания. И этот закон говорит нам, что самовольный снос согласованного Комитетом по градостроительству креста является правонарушением. Участниками инициативной группы были в тот же день составлены письма (с фотографиями) в Санкт-Петербургскую епархию на адрес митрополита Варсонофия, а также в канцелярию Московской Патриархии, на имя Патриарха Кирилла. По состоянию на 28 февраля 2017 года письма приняты к рассмотрению, ответ на них еще не получен. Соответствующие послания от инициативной группы были отправлены в целый ряд православных СМИ. Кажется странным, но никто из них не посчитал нужным ответить на неоспоримый факт оскорбления чувств верующих. Видимо, выброшенный на помойку крест чувства верующих оскорблять не должен. Зато успел высказаться диакон Павел Ермошкин, секретарь управляющего делами Московской Патриархии, митрополита С.-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Отец Павел написал (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Если православным жителям нужен храм, а не одному заявителю, пусть выходят на место поклонного креста и проводят там демонстрации с плакатами и транспорантами. В таком случае епархия окажет поддержку и осветит ситуацию в своих СМИ». Судя по ответу пресс-секретаря, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Как жильцы домов могут выйти на несанкционированный митинг с транспОрантами и плакатами, не нарушая при этом закон, отец Павел не сообщает. А православные христиане, в 2013 году подписавшие прошение на имя митрополита, и неоднократно ходившие на молебны у поклонного креста, под взглядом отца Павла волшебным образом превратились в «одного заявителя». Чудеса, да и только. Разобраться в этой истории я предлагаю теперь уже не церковным, а светским наблюдателям. Это письмо направлено в 50 с лишним петербургских и федеральных СМИ. Надеюсь, что общими усилиями нам удастся добиться правды. Даже если эта правда удобна не для всех. 01.03.2017 С уважением, инициативная группа жителей МО «Ржевка»
(орфография письма сохранена)
|
|
|